platon_ee (platon_ee) wrote,
platon_ee
platon_ee

Category:

Мандарины во время войны

Посмотрел номинирующийся на Оскар эстонско-грузинский фильм "Мандарины".
По замыслу режиссера, это - антивоенный и антинационалистичный фильм, здесь представлены простые и правильные истины: мир превыше войны, и ни одна из наций не превыше другой.
А на деле кино получилось с антирусским душком. И всего лишь из-за одного эпизода в финале с русскими солдатами, расстреливающими героев фильма.
Финал смазал весь гуманистичный пафос фильма.
Получается, что не важно, грузин ты или чеченец. Но если русский, то ты - говно.

Представители всех наций в фильме показаны очень благородными, они буквально соревнуются в благородстве друг другом. Идет борьба хорошего с еще лучшим.
Вот три благороднейших эстонца спасают сначала раненого грузина, а потом чеченца, хоронят перестрелявших друг друга врагов.
Благородный чеченец объясняет, что воюет, зарабатывая деньги для семьи.
Не уступающий ему в благородстве интеллигентный грузин объясняет, что воюет за идею, за землю, которую он считает своей.
Абхазцев показывают мало, но это тоже весьма достойные мужи - они очень благородно заходят в чужой дом и даже готовы бесплатно помочь эстонцу собрать мандарины.
И только русские, которые вообще как бы не при делах в этом грузино-абхазском конфликте, приезжают и всех расстреливают из автоматов.
Грузин и чеченец тоже выхватывают автоматы и начинают отстреливаться. И грузин и чеченец смогли, наконец-то объединиться против общего врага - русских.

После перестрелки старый эстонец с грузином хоронят убитого эстонца в саду его дома, а затем грузина рядом с сыном эстонца. Интересно, что при этом похороны убитых русских солдат (в отличие от убитых чеченцев и грузин в начале фильма) не показывают.  При этом короткий хронометраж фильма позволяет вставить сцену похорон. Но режиссер посчитал, что русские не удостоились такой чести.

Николай Караев в своей рецензии пишет, что "В конце концов, на месте русских могли быть и абхазцы, и грузины – финал был бы почти тем же". Могли бы быть, но режиссер персонифицировал врага именно в образе русских. Ведь героев мог бы убить и безымянный снаряд, уничтоживший дом соседа-эстонца. Это только бы подчеркнуло идею фильма о вненациональном характере войны.

Конец кинематографиечски красив - чеченский наемник под грузинскую музыку своего бывшего врага возвращается домой по красивым пейзажам Абхазии. На этом кончается фильм, но не кончается жизнь. Мы знаем, что через 2 года начнется война в Чечне и наш чеченец пойдет убивать русских с таким же ожесточением, как до этого он убивал грузин. Да и оправдание для убийства в фильме нам уже показали.

Фильм получился бы хороший, если бы не эта ложка дегтя, после которой остается отвратительное послевкусие.

В общем, собрались эстонцы и грузины и сделали антирусское кино. И почему это меня не удивляет?

P.S. Кстати, насчет "Оскара". Если его дадут "Мандаринам", то явно не за актерскую игру. Ведущие актеры играют, конечно, прекрасно (хоть и однообразно монотонно), но второстепенные - на уровне деревенской самодеятельности. Контраст актерского мастерства особенно заметен в сравнении с другим номинантом на Оскар - "Левиафаном", где все играют поразительно натурально, абсолютно все, вплоть до самых третьестепенных персонажей. Такое ощущение, что смотришь документальное кино.
Tags: Эстония, кино, кино; отсмотренное, русофобия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments