Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

default

«Достать ножи» (Knives out, 2019)

На первый взгляд «Достать ножи» (Knives out, 2019) — семейная драма. На самом деле — политическое высказывание. Потому что режиссер в США — больше, чем режиссер.

В пласте семейной драмы мы видим, как неблагодарные и жадные до денег члены семьи настолько достали ее главу – престарелого миллионера, что он не только готов завещать все свое имущество сиделке, но и совершить ради нее, абсолютного чужого человека, самоубийство.

В политическом плане досталось всем: и ультраправым с трампистами, которые ненавидят иммигрантов, и либералам, лицемерно вещающим о том, что иммигранты — это тоже наши люди. Однако когда речь заходит о шкурном интересе, выясняется, что между ультраправыми, трампистами и либералами в этом вопросе нет разницы — все они одним миром мазаны и ненавидят иммигрантов. Разница лишь в том, что трамписты хотя бы об этом открыто говорят.

Достается и тупым инфлюэнсерам, и детям богатых родителей, которые заявляют, что все и иммигранты в частности могут добиться в Америке всего своим трудом, как это сделали эти детишки сами. Правда, забывая, что иммигранту папа не даст 1 миллион стартового капитала на свой бизнес.

Здесь каждый может увидеть и параллели с собственной страной. В Эстонии вместо трампистов можно представить националистически озабоченных членов EKRE, а вместо либералов — не менее националистически озабоченных членов любой другой эстонской партии. В Эстонии члены EKRE хотя бы честны и не скрывают своего презрительного отношения к чужестранцам, недоэстонцам и геям, а либералам, как и в кино, приходится надевать маску толерантности.

В общем, интересный многоплановый фильм, и это уже не говоря о едких шутках, хитросплетенном детективном сюжете и оммажу Агате Кристи с ее Эркюлем Пуаро. Конечно, режиссера можно упрекнуть в том, что добро у него получилось неамбивалентным, и медсестра-иммигрант — практически святой. Но, с другой стороны, фильм заявлен среди прочего как комедия и призван развлечь публику. Раскрытие темных сторон иммигрантов увеличило бы и без того длинный, более чем 2-часовой хронометраж.
hmurnoe

Эстония - эстонцам

Ха, немецкая "Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг" наконец-то заметила, что в Эстонии довольно популярны ксенофобские, гомофобские и неофашисткие взгляды. Эти взгляды транслируются, в первую очередь, праворадикальной правительственной партией EKRE, которая презирает все неэстонское и в стандартном репертуаре имеет такие лозунги как "Эстония сначала" или "Эстония - эстонцам".
Но журналистка газеты не поняла главного - того, что все правительственные партии в Эстонии являются, по сути, националистическими и ксенофобскими. Просто большинство эстонских политиков достаточно умны, чтобы не выражать эти мысли слишком громко.
hmurnoe

Отрыв элит от народа

Путина тревожит, что на Западе руководящие элиты оторвались от народа. И только в России власть думает о том, как бы создать людям нормальную жизнь:

"Что происходит на Западе? /.../ Что происходит и в европейских странах? Отрыв руководящих элит от народа. Это совершенно очевидная вещь – разрыв между интересами элит и интересами подавляющего большинства населения.
Конечно, мы должны думать об этом всегда. И одна из наших задач здесь, в России, заключается в том, чтобы никогда не забывать, в чём смысл функционирования и существования любой власти – в том, чтобы людям создавать стабильную, нормальную, безопасную и прогнозируемую жизнь, только с прогнозом на улучшение."  (Интервью В. Путина Financial Times, 27 июля 2019 г.)
otryv_elit_ot_naroda
default

Трезвые, но сытые. Как постились в России перед Пасхой 2019 года

70% населения России причисляет себя к православным, 25% опрошенных говорит, что соблюдает пост, а биг-дата из курпных российских продуктовых магазинов свидетельствует, что в Великий пост мяса и молока покупают столько же. Снижается лишь количество покупаемого алкоголя. Зато все больше людей красит яйца.
В общем, православие в России выродилось в пожирание яиц и куличей.


https://republic.ru/posts/93645

Трезвые, но сытые. Как постились в России перед Пасхой 2019 года

Чтобы ответить на этот вопрос, социологи из центра «Платформа» проанализировали чеки из супермаркетов X5 Retail Group
/.../
Судя по всему, нынешнее общество все меньше ассоциирует религию с внешними практиками и строгим соблюдением канонов. Происходит дрейф религиозного мировоззрения в сферу внутреннего мира. Поэтому, возможно, наибольшие самоограничения коснулись алкоголя, как продукта, влияющего на психическое состояние и ясность ума. К тому же в христианской традиции «трезвость», правда, в специфичном религиозном понимании, или трезвление, всегда считались особой ценностью – аналогом постоянной осознанности и самоконтроля. Отсутствие других существенных изменений в привычках не отменяет возможного следования другим правилам поста: духовной концентрации, частоты посещения служб, ограничений в сексуальном поведении или развлечениях.
С другой стороны, анализ показывает различия между декларативным и реальным поведением. Ведь по результатам социологических опросов ВЦИОМ, более 70% населения причисляет себя к православной конфессии, причем 25% опрошенных говорит, что соблюдает пост.
Что твёрдо поддерживает связь с традицией, так это покраска яиц. По отношению к другим практикам количество граждан, красящих яйца, существенно возрастает. «Это объяснимо, – говорит один из авторов исследования Мария Макушева, – к традиции гораздо проще и комфортней присоединяться в период праздника, радости, роста потребления, чем в период серьёзных самоограничений».
Будем следить за другими особенностями потребления. В сумме они дадут крайне любопытный социальный портрет.

default

Какую Эстонию мы хотим?

У постановки русского театра Эстонии «Будет / Не будет» (см. также критику Н. Караева) интересная концепция (зрители голосуют за сюжетную линию), бодрое начало, но финал совершенно неудачный.
Нам с женой показалось, что сюжетная линия заставляет зрителя в конечном итоге голосовать единственно за сюжетную линию "Экологически чистой Эстонии" с духоподъемной финальной песней.
И это совершенно провальный финал, потому что не раскрывает тему антиутопии и государства как машины принуждения, которая отлично показана в сюжетной линии инфотехнологичного будущего, где компьютер решает, будет ли человек жить, и в варианте национально-эстонского будущего, где не место в Эстонии тем, кто не знает эстонского.
А в варианте розового экологического будущего тема принуждения и насилия проскальзывает незаметно (штрафы за неправильное использование своей термоэнергии и принудительное вегетарианство и трезвость) и без развития.
Вместо суда над мясоедами и их казни, как то требовала бы антиутопия, мы получили благостные песнопения про великую экологичную Эстонию.
При этом, надо отметить, в центре финального хора стояли люди исключительно в эстонских национальных костюмах. То есть сценаристы как бы намекают, что экологическое будущее может быть только на основе эстонской нации.
В общем, какое бы будущее ни выбрали, что бы ни строим, все равно получается Эстония на основе эстонской нации как государствообразующей.
default

Противостояние офиса и цеха

Крутейший социологический эксперимент — социолог под прикрытием год проработала на конфетной фабрике в Подмосковье и написала свои наблюдения о неприятии западного менеджмента и противостоянии офиса и цеха, машин и бумаг, обостряющегося от попытки замаскировать его западной прозрачностью.
Выводы неутешительные: офис и цех живут в противостоянии и взаимном непонимании. У офиса и цеха нет общего языка, на котором они могут общаться. Рабочие могут высказываться, но офис понимает только бюрократический язык, которым рабочие не владеют. В результате молчание цеха воспринимается как показатель отсуствия проблем. А рабочие обсуждают проблемы в курилке.
Офис, оторванный культурным барьером от производства, оказывается замкнут сам на себе, плодит инструкции, принципиально не учитывающие реальную жизнь. Кроме того, рабочии не понимают эти инструкции, этого языка, на котором обращаются к ним менеджеры. В результате цех вообще не понимает, что делает офис, зачем нужны эти офисные бездельники, и тихо ненавидят их. При этом мечтают, что их дети получат высшее образование и смогут работать в офисе...

Collapse )


hmurnoe

Россия vs Америка: где дешевле жить (статья А. Мовчана)

Наглядные расчеты, доказывающие, что жить в США ...дешевле, чем в России.
Потому что в России слишком высокие налоги, высокий процент по ипотеке, но, самое главное, есть вещи, которые невозможно купить в принципе ни за какие деньги: нельзя купить хорошие дороги, престижное образование, качественную медицину, безопасную жизненную среду. И тут, конечно, имеется в виду, не отдельная дорога на собственную дачу в безопасном кооперативе олигархов, не лечение в хорошей частной клинике, а системная проблема - вышеперечисленное просто недоступно в России даже высшему среднему классу.
Поэтому все те, кто жалуется "как дорого жить в США, Норвегии" и т.д. должны понимать, что в своих подсчетах они ошибаются, потому что считают, грубо говоря, только стоимость еды и жилья, но забывают про многие остальные параметры, все то, что составляет общее качество жизни - именно за это они и платят. И в сумме - в России за то же самое придется заплатить больше. 
default

Беднякам здесь не место (про новый Балтийский рынок)

Полностью переделанный "Балтийский рынок" в Таллине очень крут! Даже "Хельсингин саномат" пишет про эту новую достопримечательность.
Однако у меня он вызвал несколько смешанные чувства.
Раньше это был рынок для бедных, а теперь - для богатых.
Я любил старый рынок, любил покупать там зелень и чернику, которую собирали старики в лесу. Она у них всегда очень чистая и не мятая, намного лучше, чем у оптовиков. Смогут ли теперь пенсионеры позволить себе арендовать место, чтобы немного подзаработать к пенсии? Но даже если смогут, то одинокая бабушка с ведерком укропа или грибов совершенно не впишется в новую западноевропейскую концепцию рынка, где теперь продают суши, австрийские брецели по австрийским же ценам, французские печеньки-макарони по 2,50 евро за штучку и прочее недешевые продукты.
Я, честно говоря, таких цен совершенно не ожидал и был весьма огорошен. Можно представить, в каком шоке пребывают также пенсионеры и старая клиентура. Они привыкли, что рынок - это дешево, и они не знают, что в богатой Западной Европе рынок - это очень дорого, изыскано и своего рода гастрономическое развлечение.
Наблюдал такую сценку в первые дни: мужика (из той, старой клиентуры) накрыло таким сильным впечатлением, что он просто воскликнул во весь голос, не обращаясь ни к кому конкретно: "Ну построили!!! Что это такое?! Все едят! Там едят, тут едят! Они что, все голодные?!"
При этом некоторые продавцы даже русского не знают: в киоске мини-пекарни русская пожилая женщина спрашивает "А у вас есть такой же хлеб, только без семечек?". Продавщица настолько не владеет русским, что даже не может выдавить из себя ни одного слова. Покупательница не сдается, повторяет фразу медленнее и четче еще два раза. Продавщица молчит, как партизан, не пытаясь заговорить ни на русском, ни на эстонском, ни жестами. Женщина разворачивается и уходит.
Сюда по привычке еще заглядывает старая публика - небогатые люди, которые раньше ходили на рынок, чтобы сэкономить и купить самые обычные неделикатесные или даже просроченные продукты. Старая публика еще немного походит и уйдет. Теперь это рынок для успешных и богатых. Чтобы это понять, даже не обязательно проводить антропологическое исследование.
Бедняки не вписались в новую концепцию.
default

1500 евро на карманные расходы, или Кратко об уровне жизни в Австрии

Хозяйка квартиры в Вене была очень разговорчива и мимолетом упомянула, что эта квартира - их с мужем хобби, и сдача квартиры внаем не является их основной профессией, а приносит лишь "карманные деньги". Так и сказала - Taschengeld.
Я попытался прикинуть, сколько же это по понятиям австрийцев "карманные деньги". Предполагаю где-то 1000-1500 евро в месяц чистыми (уже после вычета налогов, незаполненных дней и мелких текущих расходов).
Такой перекос в доходах по Европе, конечно, поражает. Не говоря уже о мировом масштабе.
Как тут не подумать о том, что Западной Европе пора делиться?
К сожалению, жить хорошо - привыкаешь. А к очень хорошей жизни - привыкаешь еще сильнее.
20170505_133136_ed